• +7(978)716-9765
  • dive-club "ALBATROSS"Республика Крымп. Черноморскоеул. Радужная 5

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОГО ДАЙВИНГА

 Изучение и анализ несчастных случаев про погружениях позволяет сделать вывод, что все они имеют общие истоки и аналогичные схемы. Их можно предсказать и избежать, имея здравый смысл, обладая должными навыками и зная основы безопасности

НЕ ПОДДАВАЙТЕСЬ ПАНИКЕ. Паника является самой распространенной причиной гибели дайверов. Анализ происшествий показывает, что от умения сохранять хладнокровие и разум зависит жизнь подводника. Способность сохранять контроль над собой при хорошем здоровье и основательной подготовке позволяет дайверу найти выход из любой, порой самой запутанной и сложной ситуации.Для паники нет какой-то одной причины. Как правило, она возникает и растет из сонма мелких проблем, обрушившихся на дайвера. У людей имеется определенная зона комфорта, в которой он существует и в пределах которой действуют, своего рода шар. Если все идет идеально, человек остается в середине этой зоны. Но с появлением каких-либо неприятностей он удаляется от центра.Допустим, у вас обтюратор маски стал пропускать воду — вы уже отодвинулись от центра. Плюс течение оказалось сильнее, чем вы рассчитывали, и ваше удаление увеличилось. А если вы к тому же не в лучшей форме, то скорость вашего приближения к границам зоны комфорта возрастает. Возникает риск налететь на оболочку шара, который может лопнуть.Последствия каждой следующей, небольшой по сути, проблемы оказываются тем серьезнее, чем ближе вы к границам зоны. В итоге вы можете утратить контроль над происходящим. При нарастающей панике здравомыслие уступает место рефлексам. Лишившийся хладнокровия человек не в состоянии выполнять основные действия, которые могут исправить ситуацию, и способен причинить себе значительный вред, вплоть до гибели. Ряд самых частых ошибок дайверов, поддавшихся панике: вытаскивают регуляторы изо рта, стягивают маски, всплыв, не совершают поддув компенсатора плавучести и не скидывают грузовой пояс. 

ПОМНИТЕ О «ЗАКОНЕ ПОДЛОСТИ». Его еще называют законом Мерфи, «правилом бутерброда» и т.п. Если неприятность может произойти, то она обязательно случится; где тонко, там и рвется. В применении к дайвингу это означает, что неадекватное обучение, слабая подготовка, недостаточное планирование, неважное состояние оборудования — любое из перечисленного, а порой все вместе, становится причиной несчастья. 

ПРИГОТОВЬТЕСЬ СПАСАТЬ СЕБЯ САМИ. В целях сохранения здоровья и жизни при погружении самым правильным будет довести до автоматизма навыки по обеспечению собственной безопасности на случай возникновения каких-либо проблем. Проведите своего рода тренинг, игру, задав вопрос: » А что, если..?». Продумайте поведение в различных ситуациях. Например, как вы станете погружаться вместе с сильным течением. Как вы поступите, если вас или партнера отнесет течением, или на поверхности окажетесь в стороне от бота? Достаточно ли у вас сигнальных устройств разного назначения и все ли они в рабочем состоянии? Как вы собираетесь пользоваться ими? И т.д. 

НЕ БЫВАЕТ МЕЛКИХ НЕПОЛАДОК. Возникающие во время погружения проблемы, даже самые, казалось бы, маленькие, необходимо решать сразу, так как они имеют тенденцию вырастать до больших. Если не получается устранить неисправность в воде, поднимитесь на поверхность, не полагайтесь на авось. Если маска начала пропускать воду, то могут быть две причины. Одна — обтюратор неплотно прилегает, а вторая гораздо серьезнее — разрыв этого уплотнителя. И лучше, если вы определите это еще на малой глубине, чем погрузившись метров на 40. 

ИНСТРУКТАЖ ПРОВОДИТСЯ НЕ ЗРЯ. Отнеситесь к нему ответственно. Заострите внимание на моментах, которые не достаточно хорошо знаете. Профессиональные инструкторы и местные дайв-гиды знакомы со спецификой места, условиями ныряния, графиком течений, даже подводной фауной. Используйте их знания и умения для того, чтобы погружение прошло безопасно и стало для вас удовольствием. Также внимательно прослушайте брифинг на дайв-боте, на котором можно узнать о действиях команды судна в различных обстоятельствах. В критических ситуациях эти сведения могут вам пригодиться. 

ГРАМОТНО ПРИОБРЕТАЙТЕ СНАРЯЖЕНИЕ. Если ваша экипировка будет излишне перегруженной, это может сказаться на плавучести, помешать верному расположению груза, что вызовет определенные сложности. Из дополнительного снаряжения необходимо брать лишь то, что может понадобиться на случай опасности, без излишеств. Рекомендуется взять ауди сигнальное устройство, ярко окрашенный надувной буй большого размера, подводный фонарь, а также свисток, небольшие ножницы и специальный нож. Проверьте, чтобы все приборы находились в рабочем состоянии и были грамотно уложены. Они должны не мешать вашей обтекаемости и ни за что не цепляться. Также у вас должна быть возможность быстро воспользоваться любым предметом экипировки. 

БЕЗОПАСНОСТЬ ДАЙВЕРА — ДЕЛО РУК САМОГО ДАЙВЕРА. Никто лучше вас не позаботиться о вашей безопасности. Никто не будет нырять вместо вас, думать вместо вас, решать за вас, составлять планы и т.д. Если вы не подготовились на должном уровне, никто не в состоянии будет вас спасти. Если вы возьмете ответственность за свои действия на себя, то сможете сохранить себе жизнь, справиться не только с собственными проблемами, но и помочь напарнику в случае надобности. Ваши погружения будут безопасными, если вы прислушаетесь и воспользуетесь этими советами и правилами.

Читать дальше

КОНТРОЛЬ ПЛАВУЧЕСТИ ДАЙВЕРА

 Дайверы очень часто сталкиваются с ситуациями, когда приблизиться, то есть подплыть, к какому-то объекту оказывается гораздо проще, чем отплыть от него. Причем эта проблема обнаруживается абсолютно неожиданно. Естественно, что это создает множественные неудобства. Например, при осмотре коралловых рифов подводные гиды постоянно призывают дайверов присмотреться к мелким жителям этих подводных объектов (трехсантиметровым креветкам-чистильщикам, морским собачкам), но запрещают прикасаться к рифам. И если подплыть к рифу несложно — нужно лишь плыть вперед — то отплыть, не задев его, отнюдь не легко, если только дайвер не имеет опыта в этом, то есть не умеет владеть плавучестью.

Именно это умение поможет сначала зависнуть на месте, а потом без помощи рук отплыть назад. Так, если приблизиться к объекту сверху, вниз головой, то, чтобы отплыть от него, нужно лишь контролировать дыхание и чуть подняться вверх. Контроль плавучести — это поиск равновесия между двумя силами: выталкивающей силой (она возникает, когда компенсатор наполняется воздухом) и силой земного притяжения, тянущей ко дну дайвера и его грузы. Дайвер зависает в толще воды, когда эти силы уравновешены. Но неверно думать, будто контроль заключается в умении регулировать количество воздуха в BCD. И нужно стараться как можно реже пользоваться компенсатором плавучести, если нужно научиться контролировать ее.

Существует шесть факторов, которые влияют на плавучесть дайвера. Это вес его грузов, количество воздуха в BCD, положение тела в воде, плавучесть гидрокостюма, глубина погружения и контроль дыхания. Из этих шести факторов неизменными остаются только два — количество грузов и положение тела, которое зависит от размещения этих грузов. Остальные дайвер должен контролировать или хотя бы приводить в соответствие сам. Это не так-то легко, поэтому умение контролировать плавучесть приходит с опытом. При рассмотрении перечисленных шести пунктов немалое внимание стоит уделить, как ни странно, весу грузов. У многих дайверов при себе свинца больше, чем нужно (например, распространенный вес — три килограмма), и это имеет большее значение, чем кажется.

Лишний вес грузов нужно компенсировать, добавляя в компенсатор примерно по литру воздуха на каждый лишний килограмм свинца. А поскольку воздух при изменении глубины изменяет объем, дайвер, сохраняя нейтральную плавучесть, вынужден постоянно стравливать или поддувать его в компенсатор. То есть на упомянутые три килограмма свинца нужно поддуть в компенсатор около трех лишних литров воздуха и постоянно поддерживать объем при помощи инфлятора и клапанов компенсатора. Иногда это приходится делать в продолжение всего погружения. Другими словами, лишний груз создает дополнительный импульс, направленный вверх (или вниз) в зависимости от того, погружается дайвер или всплывает, и этот импульс приходится компенсировать.

Проблема в том, что инструкторы часто дают студентам лишние грузы, боясь, что их вынесет на поверхность, и они получат баротравму, но обычно не дают указаний насчет того, что их можно снять, когда студенты выполняют проверочные погружения. То есть дайвер сам должен суметь разумно избавиться от лишних грузов. Сделать это можно, просто убрав перед очередным погружением один килограмм свинца. Если при этом погрузиться не удается, нужно убедиться, что этот груз действительно нужен. Прежде всего нужно учесть, что дополнительную плавучесть придают сухой костюм, ворсовая ткань на внешней стороне которого может удерживать воздух (тогда нужно подождать, когда костюм намокнет) и воздух в легких, когда нервничающий дайвер делает вдох и задерживает дыхание перед погружением.

Так можно «заполучить» 5 килограммов положительной плавучести, от которой можно избавиться, выдохнув, погрузившись минимум на полтора метра и только затем начав делать неглубокие вдохи. К слову, нервозность заставляет дайверов не только задерживать дыхание, но и неосознанно совершать лишние движения руками и ногами. Этого делать не нужно. Если же дайвер заметил это за собой, ему стоит расслабиться и левой рукой держать над головой шланг инфлятора (место крепления шланга к компенсатору должно находиться в самой верхней точке), а правую прижать к телу, ноги же вытянуть, направив лопасти ласт вертикально вниз. Зачем держать шланг инфлятора над головой? Это имеет значение. Таким образом можно избавиться от остатков воздуха в BCD.

Особенно если одновременно опустить вниз правое плечо и прижать правой рукой к груди жилет-компенсатор. Кроме того, стоит слегка откинуться назад, чтобы воздух вышел из пространства сразу за головой дайвера в компенсаторе. Наконец, можно погрузиться, используя вес собственного тела. Для этого надо лечь на воду лицом вниз, согнуться, чтобы под воду ушла верхняя половина тела, по очереди поднять вверх из воды обе ноги и грести, как только ласты окажутся в воде. Как рассчитать идеальное для себя количество грузов? В целом оно должно быть минимальным, так проще всего контролировать плавучесть. На поверхности она должна быть нейтральной, то есть дайвер должен держаться на воде, погрузившись до глаз (при этом его баллон почти пуст, легкие заполнены наполовину, компенсатор полностью сдут).

А на глубине остановки безопасности (5 метров) плавучесть должна быть слегка отрицательной. Может она быть там и нейтральной, соответственно при всплытии чуть положительной, тогда компенсировать ее можно, уменьшив объем воздуха в легких. А при сильном волнении лишние грузы позволят удержаться у дна. Но вообще с полным баллоном (170 бар воздуха) дайвер должен быть тяжелее примерно на 2 кг. Определить нужное количество грузов можно во время трехминутной остановки безопасности с почти пустым баллоном. Для этого надо избавиться от лишних грузиков — отдать их напарнику или положить на дно (грузики весом в 0,5 или 1 килограмм заранее стоит положить в карман или повесить на D-кольцо).

Затем установить нейтральную плавучесть, не двигая руками и ногами и помня, что неконтролируемого всплытия можно не бояться, если плавучесть изменять лишь на килограмм или полкило, а это можно сделать простым выдохом или подгребанием ластами. Если без грузиков нейтральная плавучесть на глубине 5 метров сохраняется, значит, они дайверу не нужны. Теперь стоит подумать о положении тела в воде при нейтральной плавучести, неподвижном зависании. Располагаться в воде в такие моменты нужно горизонтально. Для этого, установив нейтральную плавучесть, необходимо вытянуть ноги и замереть, а если они начнут тонуть, переместить к голове часть грузов с пояса. Дело в том, что в горизонтальном положении гребки ластами двигают дайвера только вперед, а в вертикальном, когда ласты ниже тела, — вперед и вверх.

Это может привести к ошибочному мнению, что плавучесть стала положительной, и заставить дайвера сбросить воздух из компенсатора. Но тогда, стоит ему перестать грести, он начнет тонуть. Какова роль веса баллона? Полный баллон содержит примерно 2,2 литра воздуха весом около 3 кг. Когда воздух расходуется, баллон теряет вес, и когда к концу погружения в нем остается 35 бар, он будет легче на 2 кг. Что приведет к положительной плавучести дайвера, которую нужно будет компенсировать сбросом воздуха из компенсатора. А это следует делать с 2 килограммами груза. Тогда на остановке безопасности удастся приобрести положительную плавучесть. Впрочем, плавучесть изменяется медленно: каждые 10 минут на 0,5 кг (если баллона хватает на час).

А у баллона жесткая конструкция, он не меняет форму в процессе погружения, не имеет значения даже, стальной он или алюминиевый. От гидрокостюма плавучесть зависит следующим образом. Во-первых, у мокрых гидрокостюмов она положительная (у нового мужского — килограмм или полтора на миллиметр толщины неопрена). Во-вторых, у тонкого гидрокостюма она меньше, чем у толстого (менее килограмма против 9 килограмм), но тонкий костюм не защитит от холода и повышает риск декомпрессионной болезни, он хорош для тропиков. В-третьих, плавучесть у новых костюмов выше, а теплозащита лучше. В-четвертых, на одной и той же глубине плавучесть костюма остается постоянной.

Но во время погружения плавучесть меняется, причем неравномерно. Газ в неопрене костюма сжимается, костюм становится тоньше и тяжелее. И при погружении на первые 10 метров плавучесть вдвое меньше, чем на поверхности, на вторые — еще на треть меньше, а после 20 метров — меньше на одну шестую. На глубине 18 метров плавучесть меняется втрое дольше, чем на глубине в 0,5 метра. Поэтому с поверхности погрузиться сложно, но с глубины 1,5 метров заметно легче. При всплытии же плавучесть гидрокостюма и компенсатора быстро увеличивается до начального значения. Контролировать плавучесть также можно, просто учитывая, что она изменяется в зависимости от объема легких: их запас положительной плавучести равен 4,5 кг.



Читать дальше

Чернобровый Альбатрос

Орнитологи обнаружили, что чернобровые альбатросы с Фолклендских островов в поисках пищи могут нырять на глубину до девятнадцати метров — в три с лишним раза глубже, чем считалось раньше. Здесь они проводят до пятидесяти двух секунд. Как отмечается в статье для журнала Current Biology, большую часть добычи альбатросы находят у поверхности воды, поэтому пока неясно, зачем им нырять на несколько десятков метров.


Альбатросы способны подолгу парить над поверхностью океана в поисках пищи, например, рыбы и кальмаров. А вот ныряют они, судя по всему, не слишком хорошо — в отличие от родственных буревестников и тайфунников. Впрочем, некоторые специалисты предполагают, что альбатросы куда лучшие ныряльщики, чем принято считать.

Команда орнитологов под руководством Тима Гилфорда (Tim Guilford) из Оксфордского университета решила выяснить, на какую глубину способны погружаться одни из самых многочисленных и широко распространенных альбатросов — чернобровые (Thalassarche melanophris). Для этого исследователи отправились на остров Нью-Айленд в составе Фолклендских островов, где гнездятся около 15500 пар этих птиц. 

В период, когда альбатросы заканчивали насиживать яйца и приступали к заботе о птенцах, Гилфорд с коллегами поймали 28 особей разного пола и возраста и пометили их миниатюрными датчиками глубины и GPS-навигаторами. После возвращения птиц с рыбалки исследователи сняли устройства, чтобы проанализировать собранную информацию. 

В общей сложности датчики зафиксировали 436 погружений на глубину более метра. В 88 случаях, что соответствует 20 процентам, чернобровые альбатросы ныряли глубже, чем на шесть метров. Ранее считалось, что это рекордная глубина для данного вида. Все такие погружения происходили в светлое время суток. В ходе тридцати погружений птицы опускались как минимум на десять метров, а одна совершила погружение на невероятные 19,12 метра. Продолжительность погружений чернобровых альбатросов оказалась сравнительно высокой: 31,9 процента из них превышали 15 секунд. Одной из погружений длилось 52 секунды — более чем в три раза дольше предыдущего рекорда для данного вида и более чем в два с половиной дольше рекорда для любого другого вида альбатросов. 

Из 28 альбатросов, включенных в исследование, лишь две особи ни разу не нырнули глубже, чем на метр. При этом половина птиц хотя бы раз погружались на десять метров и более. Кроме того, у 76 процентов альбатросов максимальная продолжительность погружения превышала 15 секунд. Все это свидетельствует, что привычка нырять за добычей на значительную глубину и подолгу оставаться под водой широко распространена среди чернобровых альбатросов с острова Нью-Айленд, причем независимо от их пола и возраста.

Гилфорд и его соавторы предполагают, что чернобровые альбатросы с Нью-Айленда находят большую часть добычи у поверхности воды. Тем не менее, птицы из данной популяции в поисках корма регулярно погружаются намного глубже. Пока неизвестно, зачем они ныряют так глубоко — и поступают ли так же их сородичи из других популяций.

Читать дальше